Ингигерд - жена Ярослава Мудрого. Её роль в истории древней Руси
Ярослав правил в Новгороде и нуждался в союзниках. Главная цель - создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол и предотвратить набеги викингов на Русь в границах 1015 года.
Ярослав решает две задачи:
1. Период с 1018 до середины 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских и русско-датских связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол.
2. Ярослав был также заинтересован породниться с Олафом Шетконунгом дабы предотвратить набеги викингов (Последний из них был предпринят в 1015 году ярлом Свейном Хаконарсоном младшим братом норвежского короля Эйрика).
Как развивались события?
Между шведами и норвержцами война казалась неизбежной. В этой ситуации Харальдссон отправил в Швецию посольство, предлагая тезке мир, для скрепления которого просил руки его дочери. Тот воспринял это предложение едва ли не как оскорбление. Но Ингигерд согласилась и фактически именно
она, хоть и не с первого раза, убедила отца отдать ее в жены норвежскому конунгу. Таким образом будущая русская великая княгиня хотела предотвратить воину между Норвегией и Швецией.
Однако когда началась подготовка к свадебным торжествам, в Швецию прибыло посольство от Ярослава, в разгоравшейся борьбе с киевским правителем Святополком просившего у Шетконунга военной помощи и руки его дочери. И здесь, если у Ингигерд и были чувства к
Харальдссону, она принесла их в жертву, как бы сейчас сказали, государственным интересам, причем и Руси, и Швеции, ответив согласием, эта умная и весьма, по отзывам современников, красивая женщина проявила себя политиком дальновидным и властным, потребовав в
качестве свадебного дара Альдейгьюборг (Старую Ладогу). Этот район становился воеобразной буферной зону между Скандинавией и Русью, становясь искусственным барьером от нападок недружественных княжеств, кроме того давал возможсоть полностью
контролировать торговый путь из «варяг в греки». Таким образом, Ингигерд заботилась о своем роде, где родилась
Ингигерд также выступала связующим звеном между супругом и, викингами - среди них были не только шведы, но и норвежцы, поскольку замуж за Олафа Хараяьдссона вышла ее сестра Астрид и таким образом вражда между двумя королевствами прекратилась, в
результате Шетконунг не препятствовал норвежцам наниматься на службу к своему зятю.
Свадьба Ярослава и Ингигерд состоялась предположительно в 1019 году. Молодая жена сразу активно включилась в борьбу мужа с великим князем киевским Святополком. Главной опорой Ярослава был отряд норвежских викингов.
Ингигерд принимала самое активное участие в этой борьбе, стараясь держать варягов под своим контролем.
Поговорим о врагах Ярослава. Противником Мудрого стал Святополк, прозванный в летописях Окаянным.
Рождение Святополка связано с трагическими обстоятельствами: убийством Ярополка наемниками-викингами, коих привел в Киев младший брат - Владимир I.
В числе его трофеев оказалась жена Ярополка. С тех пор в науке не стихают споры: чей же сын Святополк. В борьбе за власть последний сделал на первых порах ставку на печенегов, но в битве у Любеча потерпел поражение и бежал в
Польшу, откуда спустя пару лет вернулся с войсками своего тестя - князя Болеслава Храброго. Эта фигура весьма интересна.
Победи он, история Руси могла сложиться иначе.
Болеслав занял Киев, но допустил ротовую ошибку - не вывел войска из города, которые своим бесчинством спровоцировали восстание киевлян и изгнание ляхов.
Представим, что произошло, проводя польский князь более взвешенную политику относительно Руси: скажем, либо вывел бы войска из завоеванного Киева, Оставив в нем своего ставленника, либо строжайше запретил бы полякам грабить мирных жителей.
Следует принимать во внимание, что в XI столетии в сознании и славяно-скандинавской элиты, и свободных общинников, и горожан еще отсутствовал стереотип восприятия Запада, утвердившийся в постмонгольскую эпоху: мы - Святая Русь, а Европа сплошь населена
злобными латинянами. То есть до разделения Церквей поляки не воспринимались как чуждый и даже враждебный элемент с духовной точки зрения.
Таким образом, Болеслав при более осмотрительной политике мог включить Южную Русь в некое подобие объединенного государства, где господствующую роль играли бы либо перекупленные ляхами скандинавы (а они служили тому, кто больше платит), либо
зарождавшаяся в XI столетии польская шляхта.
Мог быть и другой вариант: Болеслав посадил бы в Киеве Святополка. А тот, мягко говоря, не жаловал христианство в византийском его понимании, тем более что духовником его супруги-польки был 1 кольбергский епископ Рейнберн, брошенный еще Владимиром I в тюрьму и
там скончавшийся. Но в любом случае общение с ним, равно как и покровительство могущественного тестя, несомненным образом склонило бы Святополка к более тесным контактам с Ватиканом, нежели Константинополем.
Привело бы это к расколу Руси на Южную, окатоличенную, и Северную, оставшуюся православной.
Известная скупость Ярослава не раз приводила его к конфликту со скандинавской дружиной Эймунда. И дочери шведского короля приходилось выступать в роли посредника между норманнами и мужем. Один из таких конфликтов, улаженный Ингигерд, произошел
накануне битвы Ярослава и Святополка на реке Альта.
Но в 1023 году против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В это время сам Ярослав вновь поссорился с наемниками-норманнами, конфликт уладить не удалось, и Эймунд увел своих воинов к Мстиславу. Тогда Ингигерд пробралась в его лагерь,
встретилась с предводителем норвежцев и убедила его не выступать против мужа. Часть историков полагают, что это легенда, созданная автором «Саги об Эймунде» с целью противопоставить храбрую и умную княгиню якобы безвольному Ярославу.
Мстислав Ярослава на поединок. Будучи хромым, тот отказался, но вызов приняла Ингигерд - как дочь викинга она владела оружием. Мстислав - рыцарь в лучшем смысле этого слова - не стал биться с женщиной. Но войну предотвратить не
удалось. Ярославу пришлось раскошелиться и вновь обратиться за помощью к скандинавам, вскоре в его распоряжении была дружина знаменитого Хакона Слепого. Надо полагать, что и здесь не обошлось без посредничества Ингигерд. Однако в состоявшейся в 1024 году
битве у Листвена войска Ярослава были наголову разбиты. Мстислав, впрочем, не стал усугублять конфликт и предложил брату поделить владения. Тот, понятно, не возражал, вновь обосновавшись в Новгороде - поближе к Скандинавии, где его жена оставалась гарантом
военной помощи со стороны викингов.
Безусловно, Ярослав не был воином, подобным своему деду Святославу или тмутараканскому Мстиславу, но нельзя отрицать ни его умственные способности, ни искусство дипломата. Ибо ему удалось выжить и победить в крайне сложных для себя условиях - достаточно
вспомнить расправу с новгородцами в 1015-м и последовавшее за тем примирение. Другое дело, что без посредничества Ингигерд вряд ли Ярославу удалось бы удержать при себе скандинавских наемников, разгромить Святополка, укрепиться во власти и как следствие
начать политику, направленную на просвещение Руси, создав ту культурную матрицу, наследниками которой мы и являемся. Впрочем, делом просвещения на новой родине активно занималась и Ингигерд. Именно ей принадлежит идея канонизации своей предшественницы -
великой княгини Ольги.
Супруга Ярослава до последних дней проводила проскандинавскую политику, примером чему свадьба её дочери Елизаветы с норвежским конунгом Гарольдом Суровым, в 1066 году разбитым королем англосаксов Гарольдом II Годвинсоном в сражении при
Стамфорд-Бридже. Не прошло месяца, как Гарольд потерпел поражение и погиб в битве при Гастингсе, а его дочь Гита сумела бежать на Русь, где стала женой внука Ярослава - великого князя киевского Владимира Мономаха. Последние годы Ингигерд прожила в
Новгороде - принимала личное участие в закладке Софийского собора. Там же, по мнению большинства историков, она приняла схиму с именем Анна, положив начало традиции монашеского пострига русских князей и княгинь. Точная дата ее смерти неизвестна - то ли 1051,
то ли 1054 год. Заслуживает внимания то, что не только Ингигерд под именем Анны Новгородской, но также ее муж Ярослав и бывший жених Олаф канонизированы Церковью, а сын Изяслав женился на дочери польского короля Мешко II - сына Болеслава, их бывшего с
Ярославом врага.
Подведем итог: во многом благодаря Ингигерд Киевская Русь была прочно встроена в орбиту военно-политической жизни Европы и избежала как возможного подчинения польской короне, так и принятия католицизма.